СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА




Советы выпускникам при подготовке к экзаменам


Подготовка к экзамену

•Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
•Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки в этих тонах.
•Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы.
•Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего.
•Чередуйте занятия и отдых: 40 мин. занятий, 10 мин. – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
•Оставьте 1 день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена

•Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять, напротив, вечером совершите прогулку, перед сном примите душ.
•На экзамен вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 мин. до начала экзамена.

Советы родителям по подготовке учащихся к экзаменам:

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.
•Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
•Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
•Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
•Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
•Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
•Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
•Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
•Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
•Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
•Не критикуйте ребенка во время экзамена.
•Помните: главное – снизить напряженность и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

Как сдавать экзамены?

Три основных положения сдачи экзамена
1. Хорошая подготовка

– На экзамен надо прийти отдохнувшим.
– Страх очень мешает работе, он парализует тебя. Понервничать можно только чуть-чуть.
– Постарайтесь психологически настроиться на успех. Произносите про себя фразу: “Я смогу сдать экзамен”.

2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена

Накануне экзамена ничего не делай (никакой умственной работы и много времени на свежем воздухе). Можно заняться рукоделием (для девочек) и спортом (для мальчиков). Можешь посмотреть по телевизору комедию (только комедию!). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться и не драться. Постарайся также не плакать.

• Вечером посвяти один час (но только один!) просмотру конспектов, ничего не повторяй, только просмотри.
• В день экзаменов нужно выспаться. В школу желательно прогуляться пешком, не спеша. Постарайся прийти за 15 минут до начала экзамена.
• Старайся сдать экзамен в числе первых – так ты меньше устанешь.
• Возьми на всякий случай с собой конспекты, учебники – вдруг ты что-нибудь забудешь, тогда сможешь посмотреть перед дверью класса.
• Шпаргалки добавляют нервности, подумай, стоит ли волноваться еще больше?!
• Хорошо позавтракай перед экзаменом, включи в завтрак сладкое.
• Какое-то время после сдачи одного экзамена посвяти отдыху, не начинай сразу готовиться к следующему экзамену. Отдых – на твой вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.

3. Техника сдачи экзамена

Письменные работы
• На экзамене более быстрый темп, чем на уроке, будь готов к этому.
• После того как ты напишешь название работы, либо прочитаешь и перепишешь задание, сделай перерыв на несколько минут. Между отдельными заданиями тоже делай спокойные перерывы (по минутке).
• На черновике решай сначала более легкие для тебя задания, постепенно переходя к более трудным.
• Каждое действие – даже самое простое – сразу же проверяй.
• В сочинении или изложении обязательно составь подробный план, запиши все мысли и пронумеруй их.
Устные ответы
• оденься так, чтобы удобно себя чувствовать.
• поза при ответе очень важна. Вспомни, как ты готовился к уроку-зачету. Стой свободно, прямо, с поднятой вверх головой. Говори громко и свободно. Не бойся время от времени смотреть в глаза преподавателям.


Советы психолога: Как успешно сдать экзамен


Тренинги снятия эмоционального напряжения

 


Рекомендации учащимся
на каждый день

1. Терпенье – вот, мой друг, оружие героя, коль выбито из рук оружие другое.
2. Лишь слепые могут полагать, будто зрячим все легко дается.
3. Если у корабля нет цели, то и нет попутного ветра. Также и для человека.
4. Не показывайте мне дорогу, а научите, как найти её самому.
5. Кто хочет – ищет способы, кто не хочет – ищет причины.
6. Не согласен – возражай. Возражаешь – предлагай. Предлагаешь – делай!
7. Познавая самого себя, ты познаёшь мир.
8. Нас мягкость, случается, там выручает, где грубая сила бессильна бывает.
9. Первоисточник всех богатств мира – мысль!
10. Грубость – это остроумие дураков.
11. Научись слушать, тогда и говорить научишься.
12. Хочешь быть счастливым – будь им!                                       
13. Выбирая себе друзей, выбираешь жизнь.
14. Ленивый ум ржавеет от неупотребления.
15. Обманывая других, обманываешь себя.
16. Мы столько можем, сколько знаем.
17. Если тебе плохо, ты имеешь право погоревать и рассказать об этом.
18. Ты можешь сказать другим что – нибудь приятное: скажи!
19. Поговори о своих неприятностях с тем, кто тебя выслушает.
20. Признавай свои слабости, и ты станешь сильнее!
21. Истина рождается в спорах, но когда страсти кипят, истина испаряется.


15 шагов к уверенности в себе

1. Признайтесь себе в своих положительных и отрицательных качествах, чертах.

2. Решите, что для Вас ценно, во что Вы верите, какой Вы хотели бы видеть свою жизнь.

3. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил Вас страдать или не оказал помощи, хотя и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки и грехи, заблуждения. Похороните их и не возвращайтесь к ним. Освободите лучшее место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.

4. Чувства вины и стыда не помогут Вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.

5. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в  недостатках собственной личности.

6. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность —  это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Относитесь к людям великодушно и терпимо.

7. Никогда не говорите о себе плохо; избегайте приписывать себе отрицательные черты — глупый, уродливый, неспособный, невезучий, неисправимый.

8. Ваши действия могут подлежать любой оценке; если критика конструктивна — прислушайтесь к ней. Но не позволяйте другим критиковать себя как личность.

9. Помните, что иное поражение — это удача.
Всё, что ни делается — к лучшему.

10. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют Вас чувствовать свою неполноценность.
Если Вы не можете избежать общения с такими людьми, принимайте их такими, каковы они есть. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на уныние.

11. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что Вам по душе, наедине с самим собой. Так Вы сможете лучше себя понять.

12. Практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди. У них тоже есть страхи, неуверенность. Постарайтесь помочь им.

13. Перестаньте чрезмерно охранять своё  Я — оно гораздо крепче и пластичнее, чем Вам кажется. Оно гнётся, но не ломается. Лучше испытать кратковременный эмоциональный удар, чем пребывать в бездействии и изоляции.

14. Поставьте перед собой цели (отдалённые и промежуточные на пути к ним).
Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь Вас никто не услышит.

15. Вы не травинка, которая с трепетом ждет, что на неё наступят. Вы — вершина эволюционной пирамиды, Вы —  воплощение надежд Ваших родителей (и наставников), Вы —  образ и подобие Господа. Вы — неповторимая личность, активный творец своей жизни, Вы повелеваете событиями.
Если Вы уверены в себе, то препятствие становится для Вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ, СВЯЗАННЫМ С НАРКОТИКАМИ?

Под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ понимается как возмездная, так и безвозмездная их передача другим лицам, которая может быть осуществлена посредством продажи, дарения, обмена, уплаты долга, дачи взаймы и иным способом. При этом не может квалифицироваться как незаконный сбыт инъекция одним лицом другому лицу наркотического средства, психотропного вещества, их аналогов, если указанное средство или вещество предоставлено самим потребителем. О наличии умысла на сбыт могут указывать такие обстоятельства, как предварительная договоренность о поставке наркотических средств, дача обязательства оплатить оказанную услугу наркотиками, значительный объем наркотических средств, приобретение этих средств лицом, их не употребляющим. При этом не имеет значения, предназначались ли приобретенные или похищенные наркотические средства для сбыта на территории Республики Беларусь или других государств.

Под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ следует понимать умышленные действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, сильнодействующих или ядовитых веществ.

Незаконной переработкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов являются умышленные действия, направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, либо на повышение концентрации наркотического средства, психотропного вещества или их аналога.

Незаконное изготовление и незаконную переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов надлежит квалифицировать как оконченное преступление с начала совершения действий, направленных на получение готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо на рафинирование или повышение в препарате концентрации наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконным приобретением наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ следует считать покупку, принятие в дар, получение в счет долга, взаймы, в качестве оплаты за услуги, в результате обмена на другие предметы, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или частей, содержащих наркотические вещества, а равно остатков неохраняемых посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.п.

Под незаконным хранением наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением таких средств и веществ во владении виновного (при себе, в тайнике, в помещении и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности.

Перевозкой наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ являются умышленные действия по их перемещению из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортных средств.

Под пересылкой названных средств, веществ, прекурсоров и аналогов следует понимать отправление их из одного пункта в другой почтой, багажом, нарочным, с использованием транспортных средств или иным способом, когда фактическое перемещение их в пространстве осуществляется без участия отправителя.

Для привлечения к ответственности за незаконное хранение, изготовление, переработку, перевозку или пересылку наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ не имеет значения, принадлежали они виновному или другому лицу.

(Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2003 № 1 О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами, сильнодействующими и ядовитыми веществами (ст.ст. 327 – 334 УК)



РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
«Как помочь ребёнку легче адаптироваться к школе»


1. Будьте внимательными к адаптационному периоду в школе, поход в школу - это стресс для первоклассника (интересуйтесь его переживаниями, чувствами, только не делайте из этого допрос с пристрастием);
2. Рабочие место первоклашки (стол, настольная лампа, удобный стул для него, а не вас, полочки под книги и другие мелочи, место для портфеля, формы), это то место которое принадлежит ему и он отвечает за порядок на нём;
3. Соблюдайте режим дня (таблица), обсудите и скорректируйте с ребёнком его режим дня (это способствует к развитию самостоятельности, умению брать на себя ответственность);
4. Будите ребёнка по утрам спокойно, будьте терпеливы, постарайтесь не подгонять его: рассчитать время, необходимое на сборы в школу,- ваша задача;
5. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: если на первых уроках ребёнок будет думать о булочке, то не сможет сосредоточиться на материале урока;
6. Прощаясь перед дверьми школы, подбодрите ребёнка, пусть он услышит несколько ласковых слов, а не предупреждения вроде «Не балуйся»;
7. Не игнорируйте жалобы ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы;
8. Сравнивайте достижения ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами одноклассников и сверстников.
9. Давайте ребёнку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что в школе всё будет прекрасно. Готовьте ребёнка к тому, что обучение – это труд, а не только праздник.
10. Попытайтесь не обсуждать при ребёнке школу, учителя, особенно личностные и профессиональные качества того или иного педагога;
11. Предъявляйте в семье единые педагогические требования к ребёнку, все свои разногласия и недовольства обговаривайте без ребёнка;
12. Приобщайте ребёнка к самостоятельности постепенно, не обрушивая на него непосильную нагрузку;
13. Прежде всего оказывайте поддержку ребёнку в его делах, вселяйте в него уверенность, что вы верите в него, в его силы, а при необходимости всегда придете на помощь.
14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее и утомление наступает быстрее. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года или первая неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо внимательным к состоянию ребёнка.
15. Учтите, что даже дети повзрослее очень любят сказки на ночь, песенки и другие проявления нежности. Всё это успокаивает их и помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
16. Помните о том, что у вашего ребёнка тоже есть проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком, чтобы он смог рассказать вам о том, что произошло у него за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступить в том или ином случае, помогите понять поступки других людей.


Несколько коротких правил:

- Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
- Будьте честны в оценках своих чувств к ребёнку.
- Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам невыгодно.
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создаёт атмосферу разрушения личности ребёнка.
- Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребёнка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.