В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ


Преемственность в работе учителя-дефектолога и учителей – предметников, работающих с детьми с нарушением слуха на II ступени общего среднего образования

Я считаю, что огромную роль в обучении детей с особенностями играют межличностные отношения участников образовательного процесса. Не каждый человек, будь это ребенок или взрослый, может с пониманием отнестись к «особенным» детям. Мы, учителя-дефектологи, являемся помощниками таким детям, посредниками между ними и другими участниками образовательного процесса. Основную задачу учителя-дефектолога, работающего в классе интегрированного обучения и воспитания, я вижу не только в том, чтобы непосредственно осуществлять коррекционно-педагогическую работу с ребёнком, но и в том, чтобы помочь другим педагогам, работающим в классе интегрированного обучения и не имеющим специального образования, умело и грамотно спланировать, организовать и осуществить работу с ребёнком с нарушением слуха. С этой целью учителя-дефектологи систематически консультируют педагогический коллектив по применению образовательных технологий в специальном образовании.

И особое значение взаимодействие дефектолога и педагогов-предметников приобретает при обучении детей с особенностями психофизического развития на второй ступени общего среднего образования. Далеко не каждый учитель-предметник без посторонней помощи сможет самостоятельно спланировать и организовать учебную деятельность учащихся интегрированного класса таким образом, чтобы в уроке участвовали, а не просто присутствовали все ученики, а не только учащиеся по образовательной программе общего среднего образования. Здесь на помощь педагогу может и должен прийти учитель-дефектолог.

Я пришли к выводу, что взаимное посещение уроков, положительно влияет на обмен опытом работы учителей-предметников и учителя-дефектолога. Проводя совместные уроки, учитель-дефектолог и учитель-предметник увеличивают возможность адаптировать программный материал и создать ребенку ситуацию «успеха», тем самым повышая его авторитет в классном коллективе.

Опыт подсказывает, что совместная работа учителя-дефектолога и учителя-предметника эффективна тогда, когда она ориентирована на индивидуальность ребенка. А влияние на семью, на родителей ребенка, является самой важной целью, так как семья – исток, начало всех взглядов. Именно в семье происходит развитие ребенка. В школе это формирование лишь корректируется.

Также одной из самых важных целей союза учителя-дефектолога и учителя-предметника является способность заинтересовать ребенка. Деятельность учителя-предметника, при проведении различных видов занятий, направлена на то, чтобы мотивировать ребенка к получению новых знаний. Учитель-дефектолог стимулирует этот интерес, предлагая различные формы и проведения уроков, педагогические приёмы, эффективные для каждого конкретного особенного ребёнка. Например, учитель-дефектолог может подсказать педагогу-предметнику в какой форме (визуально, аудиально) эффективнее предлагать новую учебную информацию, какова может быть максимальная нагрузка для учащегося, как составить карточки-схемы, карточки-опоры для данного конкретного учащегося.


Рекомендации для учителей, работающих с детьми с нарушением слуха на II ступени общего среднего образования

1.Педагог должен помочь ребенку освоиться в коллективе слышащих детей, постараться подружить его со сверстниками. Наличие в классе неслышащего товарища учит детей не на словах, а на деле сочувствовать беде другого человека, принимать его как равного, помогать ему, не унижая, не из жалости, защищать в необходимых случаях. Но важно избегать гиперопеки: не помогать там, где ребенок с нарушением слуха может и должен справиться сам.

2.Следует постоянно помнить, что в классе есть ребенок с нарушенным слухом, который должен всегда видеть лицо педагога, даже в тех случаях, когда тот ходит по классу, пишет на доске, организует работу класса с таблицами, картиной, картой и др. Поэтому такого ребенка нужно посадить за первую парту (стол) сбоку от педагога (справа от него), по возможности спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства одноклассников, учителя, доску, отвечающего у доски. Не нужно бояться, что такое размещение парт нарушает "порядок" и специально выделяет одного из учеников. Наоборот, одноклассники должны понимать, что это сделано для того, чтобы их неслышащий товарищ видел весь класс и мог активно участвовать в коллективной работе на уроках.

3.Если дети на занятии не сидят за столами, важно помнить, что ребенок с нарушенным слухом не должен оказаться за спинами слышащих: ему необходимо видеть не только лицо учителя (хотя бы в профиль), но и лица детей. Поэтому его целесообразно поставить сбоку от педагога и детей.

4.Необходимо требовать от ребенка с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего: и на педагога, и на отвечающего, независимо от того, у доски тот отвечает или с места. Важно следить за тем, чтобы плохослышащий ребенок быстро отыскивал говорящего в данный момент и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Для этого важно почаще контролировать ученика со сниженным слухом в разных формах, например,: "Повтори, что я сказала", "Повтори, о чем рассказала Оля", "Что сказал Саша?", "Продолжи, пожалуйста" и т.п. Ребенку ничего не останется делать, как внимательно следить за всем, что происходит.

5.Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока (занятия). В то же время нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось им не понято. Оставленное без внимания хотя бы небольшое непонимание нового материала ведет к недопониманию последующих разделов учебного предмета.

6.В случае, когда впервые проводится новый вид работы, и неслышащий ребенок не понял, что надо делать, педагог (если у него нет времени повторить объяснение) может дать ему возможность попытаться разобраться в том, что требуется, самостоятельно, по тому, как выполняют этот вид работы другие дети. В этом случае ребенка с нарушенным слухом нельзя вызывать для ответа первым.

7.Успешность обучения ребенка с нарушением слуха в массовой школе во многом зависит от того, насколько эффективно он включается в учебную деятельность непосредственно на уроке. А это определяется тем, как педагог массовой школы, у которого в классе есть глухой или слабослышащий ученик, по ходу урока сумеет организовать ему эффективную, действенную помощь.

Учитель-дефектолог
С. В. Вершкова


Интернет-ресурсы

Нормативные правовые документы

Учебные программы

Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.



Что такое кохлеарная имплантация?


Кохлеарная имплантация (в вопросах и ответах)


Кохлеарный имплант – технический аспект (что должен знать учитель-дефектолог о настройках речевого процессора КИ; роль родителей в обслуживании КИ)


Памятка в помощь учителю, где обучается ребёнок с кохлеарным имплантом