Заповедный уголок

Центральный ботанический сад
Национальной Академии наук Беларуси

Ботанический сад в Минске является памятником природы и ландшафтной архитектуры. Сегодня ботанический сад в Минске является одним из крупнейших ботанических садов Европы как по составу коллекций, так и по площади. Кроме этого, минский ботанический сад по составу коллекции является одним из лучших на постсоветском пространстве.


Ботанический сад в Минске был основан в 1932 году. Разместился сад на территории бывшей сельскохозяйственной выставки в сосновом бору и первоначально занимал площадь в 90 гектаров (сегодня – 153 гектара). Озеро на территории парка было основано в 1960-х годах. В 1967 году саду был присвоен статус научно-исследовательского института Академии наук БССР.

И сегодня в ботаническом саду трудятся выдающиеся учёные-биологи. Действуют научные школы по интродукции растений и экологической физиологии растений. Сотрудники сада стараются акклиматизировать к условиям Беларуси новые растения.

В Ботаническом саду в Минске насчитывается порядка 10 000 растений со всех уголков планеты, в том числе около 2 000 видов и сортов тропических и субтропических растений. Среди них - кактусы, агава, эвкалипт, бамбук, бутылочное дерево с острова Мадагаскар, пальмы, кипарисы, магнолия, кофейное дерево, апельсины, вечнозелёные жасмины и многие другие. Большинство экзотических растений находится в оранжереи, расположенной на территории ботанического сада.

На территории Ботанического сада в Минске действует экспозиция «Цветы мира». Она включает 300 сортов пионов, 500 – тюльпанов, выведенные в саду новые сорта георгин и лилий, множество сортов розы, сирени, нарциссов, гиацинтов, астр и других цветов.

Ботанический сад в Минске является музеем живых растений под открытым небом. Дендрарий Ботанического сада в Минске славится коллекцией хвойных деревьев. Деревья и кустарники в нём размещены по географическим секторам: Северная Америка, Европа, Средняя Азия, Кавказ и Крым, Дальний Восток и Сибирь.

В Ботаническом саду в Минске также предусмотрены специальные помещения для бабочек. А скоро по саду будут разгуливать настоящие фазаны и павлины.
Парки Минска могут гордиться, что в их рядах есть такой уникальный объект! Ботанический сад с удовольствием посещают как во время экскурсии по Минску, так и в рамках обычного воскресного отдыха горожан.

Материал подготовила
учащаяся 9 «A» класса
Дудкова Яна

Они не должны исчезнуть

Зебра Греви

В прошлом зебра Греви или пустынная зебра была распространена от Египта до Северной Африки, где была истреблена еще в античные времена. Предполагается, что именно ее древние естествоведы называли «тигровая лошадь». Численность зебр Греви в 1970-х годах составляла около 15 000, к началу же 21 века осталось лишь 3 500 особей, что на75% меньше. На сегодняшний день считается, что количество живущих в дикой природе зебр Греви составляет не более 2 500. В неволе содержат около 600 зебр.

В течение столетий на зебру Греви велась беспощадная охота, с целью заполучить красивую шкуру, ставшую излюбленным украшением интерьера. Кроме того, зебру уничтожали, считая ее нежелательным конкурентом домашнего скота на пастбищах. Совсем недавно выяснилось, что зебры Греви питаются особо жесткими видами трав, которые не могут быть переварены крупным рогатым скотом.


В настоящее время в Сомали и Эфиопии зебра Греви почти полностью истреблена, лишь в Кении удалось осуществить действенные меры по сохранению вида.

Материал подготовила
учащаяся 9 «A» класса
Мелашунас Дарья

Животные Красной книги Республики Беларусь.

Рысь

Тело у рыси короткое, лапы толстые, хвост напоминает купированный. Имеются кисточки на ушах из черных волос. Возникает вопрос: зачем у рыси кисточки на ушах?


Кисточки помогают рыси лучше ориентироваться в лесу, а также выслеживать свою добычу.
Придерживается непроходимых и захламленных лесов. В особенности любит глухие участки леса с густым подлеском и буреломом.

В Беловежской пуще 68% рыси отмечено в смешанныхлесах, граничащих с оврагами. В Беларуси в 19 в. водилась повсеместно и быламногочисленной. В начале 20 в. колличество сократилось. В настоящее время насчитывается 400–450 особей рыси, из них более 3/4 живет в Брестской, Минской и Витебской областях.


Рысь предпочитает вести семейно-отдельный образ жизни. Это ночное животное.Переме-щается легко и тихо, может лазать по деревьям. Жертву выслеживает илиподстерегает в засаде натропах, у водопоя. В Беловежской пуще в осенне-зимний период кормится зайцами-русаками, косулями, белками, мышевидными грызунами, небольшими копытными, изредка добывает молодняк лося. Чаще всего ловит слабых и больных животных.
Как и другие животные из Красной книги рысь является особо охраняемым видом.

Материал подготовила
учащаяся 7 «A» класса
Лецко Елизавета

Ботанический хит - парад

Орхидея Калания – летящая уточка.

На Зеленом континенте существует необычный вид орхидеи с цветками порядка двух сантиметров, которые очень напоминают по форме летящую утку. Природа ничего не делает зря и здесь тоже есть свое объяснение.


Орхидея Калания очень мала и достигает в высоту всего 50 см. На стебле имеется по 2- 4 цветка. Произрастает она в Восточной и Южной Австралии, в основном под эвкалиптовыми деревьями.

Это для человека данный вид орхидеи напоминает по форме летящую утку. Для насекомых, которых именуют пилильщиками, верхняя часть цветка напоминает самку этого самого пилильщика и привлекает самцов. Нет, орхидея их не ест. Она просто использует самцов в качестве транспортеров пыльцы с одной части цветка на другую, для опыления. Самец на какое-то время попадает в ловушку цветка и однозначно покрывается пыльцой.


Потуги утянуть с собой «цветочный клон» самки, самец сам того не осознавая, доставляет на рыльце орхидеи такую необходимую пыльцу.

Материал подготовила
учащаяся 9 «A» класса
Смирнова Татьяна

Растения Красной Книги Беларуси.

Кувшинка белая (Водяная лилия)

Кувшинка белая (Водяная лилия) широко применяется как в официальной, так и в народной медицине как лекарственное растение.
Лекарственное растение Кувшинка белая или Водяная лилия или Белая лилия часто встречается в истории, легендах, мифах древних народов. Благодаря своему великолепному внешнему виду, белоснежным лепесткам цветка, ярко жёлтым тычинкам, растению приписывают качества и символы чистоты, целомудрия, величия, красоты.


В кулинарии используются семена кувшинок. Из них делают суррогатный кофе. Порошок из корневищ используется при выпекании хлеба и в качестве пряности.

В медицине используются корневища, трава (зелёные части растения), семена и цветки кувшинки белой. Они различаются по свойствам. Порошок из корневищ имеет раздражающее действие, помогает при невралгиях, папилломатозе, стимулирует рост волос.


Листья помогают бороться с кожными воспалениями – из них делают компрессы, а цветки используются при малокровии, бессоннице, их настойкой растирают грудную клетку при астме, ревматизме, радикулите. Настой цветков кувшинки позволяет снизить тревожность, уменьшить возбудимость (в том числе и половую), остановить кровотечения.

Материал подготовила
учащаяся 10 «A» класса
Лосева Евгения

Опасные растения.

Борщевик Сосновского

Ручное уничтожение осуществляется путем перерубания корней обычной лопатой с заточенным концом и производится два раза в год (ранней весной и в середине лета) с минимальной глубиной 10 см. Перерубленные части дикорастущих растений уничтожаются или высушиваются в местах уничтожения. Уничтожение растений должно производиться до начала цветения. Механическое уничтожение дикорастущих растений проводится не менее двух-трех раз в сезон с обеспечением недопущения цветения и образования семян.

Клен ясенелистный

Скашивание применяется в труднодоступных для техники местах по обочинам дорог, участкам под лесопосадками, канавами, на приусадебных участках, в парках. Скашивание необходимо проводить не менее трех раз за сезон начиная с весны до начала цветения растений.

Эхиноцистис лопастной

Применение пестицидов производится при большой площади заражения территории (более 0,5 га) дикорастущими растениями. Обработка пестицидами производится ранней весной. Для обработки могут использоваться препараты, включенные в Государственный реестр средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь. Применять пестициды рекомендуется ранней весной, когда растения имеют высоту 20-50 см. Обработку следует производить в сухую и теплую безветренную погоду. Первая обработка производится ранней весной, повторная - в конце мая. Повторная обработка не производится, если количество сохранившихся дикорастущих растений небольшое, в этом случае производится скашивание. В местах естественного обитания не рекомендуется применять пестициды перед посевом трав.

Золотарник канадский

Запрещается применение химических препаратов на землях природоохранного, оздоровитель-ного, рекреационного и историко-культурного назначения, в том числе территории ООПТ, в пределах границ водоохранных зон.

Маки

Вспашка и засев травосмесями или лесными культурами После обработки пестицидами возможно применение глубокой вспашки территории на глубину 24 см с оборотом пласта и засевание различными по составу травосмесями либо провести мероприятия по лесоразведению.

Материал подготовила
учащаяся 9 «A» класса
Субоч Елизавета

Экология нашего города

Экология Могилевской области.

Могилевская область расположена в пределах двух ландшафтных провинций -Восточно-Белорусской вторичноморенных ландшафтов и Предполесской, в бассейне Днепра. Плотность населения области составляет 39 чел./км2, что в 1,2 раза ниже средней для страны.


В Могилевской области существенный вклад в загрязнение окружающей среды вносит радиоактивное загрязнение, хотя его масштабы здесь ниже. Зона радиоактивного загрязнения охватывает 30,5% территории области, в ее пределах проживает 121,6 тыс. чел.

В структуре промышленного производства основное значение принадлежит химической и нефтехимической отраслям, машиностроению и металлообработке, а также пищевой промышленности.
Мониторинг атмосферного воздуха проводится в городах Могилеве и Бобруйске. В Могилеве состояние воздуха в районах улиц Челюскинцев и Островского оценивалось как неудовлетворительное. В указанных районах зафиксировано 63% всех превышений максимально разовых ПДК. Ухудшилась экологическая обстановка в центральной части города: загрязнение воздуха здесь определялось повышенными концентрациями оксидов азота и формальдегида.


Среди рек, протекающих по территории области, особенно высокий уровень загрязнения зафиксирован для Прони (приток Сожа). Превышение ПДК по азоту нитритному достигало в воде реки 18,8%.
В области сохранялись самые низкие показатели загрязнения вод колодцев. Удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормам по химическим показателям, составил 19,5%, а по микробиологическим - 7,2%, что в обоих случаях в 2 раза ниже среднего для страны значения.

Могилевская область характеризуется относительно высоким уровнем сельскохозяйственного освоения – 48,2% и самой низкой долей особо охраняемых природных территорий - в 2 раза ниже средней для Беларуси величины.
Доля эродированных почв в области составляет 11,2%, что в 1,2 раза выше средней величины. Наряду с плоскостной эрозией, в местах распространения лессовидных суглинков имеет место и линейная эрозия. В северо-восточной части области эрозия почв достигает максимальных для Беларуси масштабов. Так, в Мстиславском районе эродированные земли составляют 60%, в Горецком - 38% от общей площади пашни.

Материал подготовила
учащаяся 9 «A» класса
Свищева Анастасия

Юные исследователи

Наши достижения.

На осенних каникулах прошло очередное заседание экологического общества «Эковектор», которое функционирует в нашей школе с 2013 года. Экологическое состояние воды, почвы, воздуха не оставляет равнодушными многих учащихся нашей школы. Поэтому и собрались учащиеся 6-11 классов, а также учителя химии, физики, географии, биологии, чтобы еще раз поговорить об экологических проблемах, подвести итоги исследовательских работ за прошлый год, наметить планы на текущий 2015/2016 учебный год.


О своей работе «Изучение уровня загрязнения почв с использованием кресс-салата» (руководитель учитель биологии Лецко Н.А.), рассказали учащиеся 7 «А» класса Лецко Елизавета и Дудова Валерия. Их работа была оценена дипломом II степени на районном конкурсе исследовательских работ и дипломом II степени на областном конкурсе.

А учащаяся 10 «А» класса Лосева Евгения совместно с учащимся 9 «А» класса Свищевы Кириллом рассказали об этапах работы над исследовательской работой «Исследование экологического состояния реки Дебря» (руководители учитель физики Цедрик Н.Е. и учитель химии Капралова Е.А.).


Их работа в прошлом году была удостоена диплома I степени на районном конкурсе исследовательских работ. Ребята рассказали об этапах проведения исследований. Поделились опытом оформления работ. Совместно наметили планы на работу в этом году.

Н.Е.Цедрик руководитель
экологического общества
«Эковектор»

Юные исследователи

Витамин С в овощах и фруктах.

Зная ценность витамина С, в этом году члены нашего общества «Эковектор» заинтересовались, насколько велико содержание этого витамина в овощах и фруктах. Поэтому наши исследования мы решили провести с овощами и фруктами, которые потребляем в пищу каждый день.


Другие названия витамина С - Аскорбиновая кислота, антицинготный витамин, антискорбутный витамин.
Витамин С относится к группе водорастворимых витаминов - это основной витамин овощей, фруктов и ягод.
Организм человека в процессе эволюции потерял способность вырабатывать витамин С, поэтому должен получать его с продуктами или в виде препаратов.
Витамин С был открыт в 1927 году ученым Сент-Дьери, выделившим из красного перца, апельсинового и капустного сока кристаллическое вещество с сильными восстанавливающими свойствами. Он назвал его гексуроновой кислотой. А когда в 1932 году были доказаны его противоцинговые свойства, он был назван аскорбиновой кислотой («против скорбута»: «скорбут» в переводе с латыни - цинга).

Суточная потребность в витамине С здорового человека составляет 70-100 мг.
Влияние витамина С на организм очень разностороннее и весьма разнообразное. Он необходим для образования коллагена и соединительной ткани: скрепляет сосуды, костную ткань, кожу, сухожилия, зубы. Витамин С влияет на обмен многих веществ. Важнейшая функция витамина С - антиоксидантная.

Он ослабляет токсическое действие свободных радикалов - агрессивных элементов, образующихся в организме при заболеваниях, больших физических нагрузках, отрицательных воздействиях окружающей среды.
С помощью аскорбиновой кислоты организм легко справляется со многими токсинами и ядами: соединяясь с витамином С, ядовитые вещества обезвреживаются и выводятся с мочой. Витамин С повышает сопротивляемость к любым неблагоприятным воздействиям: инфекциям, перегреванию, охлаждению, кислородному голоданию, стрессам, контактам с аллергенами.


Витамин С защищает от окисления необходимые организму жиры и жирорастворимые витамины (витамины А и Е), ускоряет заживление ран и ожогов. Аскорбиновая кислота увеличивает эластичность и прочность кровеносных сосудов, активизирует работу эндокринных желез, улучшает состояние печени, снижает выработку холестерина в печени и удаляет его отложения со стенок сосудов, защищая тем самым сердце.

Витамин С - самый нестойкий и чувствительный к действию факторов внешней среды и кулинарной обработки витамин. Чувствительность витамина С к действию температуры требует, чтобы продукты хранились при пониженной температуре или, еще лучше, в замороженном виде. Также полезно хранить овощи и фрукты для сохранности витамина С вне действия прямого солнечного света. Для хранения овощей следует выбирать темное, прохладное место, например, подвал или холодильник.

Материал подготовила
учащаяся 7 «A» класса
Лецко Елизавета

Наши акции

Собери макулатуру – сохрани дерево!

Лозунг «Собери макулатуру – спаси дерево» известен всем, только каждый вкладывает в него свои эмоции и чувства. Кто-то готов тут же заняться столь важным делом, а кто-то будет и дальше мириться с тем, что вырубают леса ради бумаги, когда часть ее можно сделать из вторсырья. Как известно, основной материал, из которого производится бумага – дерево.


Чтоб произвести бумагу надо вырубить множество деревьев, которые росли долгие годы. А посадить новое дерево и вырастить – это большие затраты и усилия. К тому же, чтоб вырастить хорошее дерево нужно в среднем ждать 50 лет. Массовая вырубка насаждений приведет к большим негативным последствиям. Поэтому очень необходимо сдавать макулатуру! Вы задумывались, что происходит с газетой, журналом или брошюрой после того, как вы ее прочтете? Если вы ее выбросили, она окажется на свалке, где ей предстоит мирно догнивать среди другого мусора. А если вы сдали ее как вторичное сырье (макулатуру), то она получит вторую жизнь.

В нашей школе было решено организовать сбор макулатуры и провести акцию «Сдай макулатуру - спаси дерево!». В течение двух месяцев дети и их родители приносили в школу различные бумажные отходы. В результате проведения акции было собрано 5 620 кг макулатуры. Учитывая, что 100 кг макулатуры спасают 1 дерево, мы спасли от вырубки 56 деревьев.


Первое место по сбору макулатуры среди учащихся начальных классов занял 1 «А» класс (468 кг – 24,6 кг на 1 человека), второе место – учащиеся 2 «А» класса (327 кг – 16,4 кг/чел), третье место – 3 «Б» класс (218 кг – 12,1 кг/чел).
Среди учащихся старших классов 1 место заслуженно заняли учащиеся 5 «А» класса (528 кг – 31 кг/чел), второе место – учащиеся 8 «А» класса (600 кг – 24 кг/чел), третье место – 6 «А» класс (349 кг – 19,4кг/чел). Все победители были награждены грамотами и призами.

Но только ли грамотами и призами измеряется польза от подобной акции? Совместные дела, крепкая дружба, посильный вклад в оказание помощи другим людям, сохранение окружающей среды в чистоте и многое другое, это делает нашу жизнь лучше. Большое спасибо всем учащимся, родителям, учителям, принявшим участие в этой акции!

Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь
Все это называется природой.
Давайте же всегда ее беречь!

Досуг

Кроссворд


1. Тип одноклеточных животных.
2. Сообщества животных и растений, живущих на грунте и в грунте дна.
3. Живые организмы, которые пассивно переносятся течениями.
4. Самый мощный накопитель солнечного тепла.
5. Многолетнее травянистое растение, плавающее на поверхности воды.
6. Участники самоочищения водоёма.
7. Мельчайшие низшие растения на поверхности воды.
8. Малощетинковые черви.
9. Сетчатокрылые насекомые появляющиеся в августе тучами около водоёмов.
10. Неподвижные животные, живущие колониями на заросших камнях.
11. Береговая зона.

Ответы:1. Простейшие 2. Бентос 3. Планктон 4. Вода 5. Ряска 6. Коловратки 7. Фитопланктон
8. Наидиды-9. Подёнки 10. Мшанки 11. Литораль

Материал подготовила
учащаяся 7 «A» класса
Лецко Елизавета

Задачи с экологическим содержанием

1. 20 кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100 кг макулатуры?
2. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?
3. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000 л воды? Сколько литров воды проходит через очистительные сооружения за час?
4. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?
5. Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100 л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?
6. В 2000 году человечество выбросило в атмосферу такое количество углекислого газа, что содержание углерода в нем составило примерно 6 млрд. тонн. Сколько тонн углекислого газа было выброшено в 2000 году?

Материал подготовила
учащаяся 11 «A» класса
Гомова Оксана

Экологическая викторина

1. Почему дрожит осина? (Черешки длинные, в верхней части сильно уплотнены, лист неустойчив)
2. Какое дерево появилось в нашей стране благодаря корзине? (ива. В корзине привезли из Азии фрукты, их съели а корзину выбросили, она проросла)
3. Почему в лесу прохладно даже в знойный день? (тень, испарение воды с листьев)
4. Шляпка белого гриба коричневатая, красновато-бурая … почему гриб называется «белый»? (при изломе, при жарке, при варке гриб остаётся белым)
5. Из какого растения получают перловку? (из ячменя)
6. Из какого растения получают геркулес? (овёс)
7. Почему хвойное дерево называют «лиственница»? (сбрасывает хвоинки на зиму) 8. Какие цветы носят человеческие имена? (роза, лилия, маргаритка, василёк, Иван- да- Марья)
9. Какое дерево посадили в Кремле 14 апреля 1961 года и назвали «Космос» в честь полёта Ю.А.Гагарина? (дуб)
10. Из какого дерева делают музыкальные инструменты? (ель)
11. Какое животное слышит ногами? (Кузнечик. Его слуховой аппарат находится на передних ногах)
12. Представьте, что исчезли все птицы. Как это отразится на жизни леса?(Лес погибнет, т. к. резко увеличится численность насекомых и уменьшится возможность переноса семян)

13. Гадюка - ядовитая змея. Имеет ли смысл полное уничтожение гадюк? ( Нет. Они регулируют численность грызунов- вредителей, являясь звеном в пищевой цепочке)
14. Что общего между хвоей сосны, плодами шиповника, петрушкой, укропом, черной смородиной? ( в них много витамина С, средства от цинги и простуды)