Советы учителям


КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

  1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
  3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

  1. стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
  2. удовольствие (релаксация, игра);
  3. умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

  1. стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
  2. стремление бороться со своими негативными убеждениями;
  3. создание сообщества.

3. Повышение уровня профессионального мастерства. Работа с супервизором.


Упражнение 1. «Стратегии самопомощи»

  1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
  2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Первый список может  выглядеть так:       
Второй список может выглядеть так:
1) играю со своими детьми          
1) играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье
2) читаю, лежа на диване
2) работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы
3) работаю в саду
3) встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.
4) встречаюсь с друзьями
5) смотрю телевизор

Упражнение 2. «Обещание самому себе»

  1. Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей — профессиональной, организационной и личной — для работы со вторичной травмой.
  2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.
  3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.

Ваш лист может выглядеть примерно так:
Личная сфера

  1. Взять отпуск
  2. Делать зарядку*
  3. Встретиться с близкой подругой*

Профессиональная сфера

  1. Договориться о супервизии*
  2. Брать перерыв после работы с трудным клиентом
  3. Прогуливаться в конце рабочего дня*

Организационная сфера

  1. Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального сгорания*
  2. Устроить вечеринку сотрудников*
  3. Собраться для обсуждения

Упражнение 3. «Оценка личного плана работы по предупреждению профессионального выгорания»


Просмотрите лист своих планов по работе со вторичной травмой и попробуйте ответить на следующие вопросы:

  1. Эта деятельность помогает мне уйти от мыслей о работе?
  2. Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл?
  3. Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем-то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни?
  4. Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?

 

ОСВАИВАЕМ САМОРЕГУЛЯЦИЮ

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Эффекты саморегуляции:

  1. эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),
  2. эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
  3. эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). Способы саморегуляции:
  4. смех, улыбка, юмор;
  5. размышления о хорошем, приятном;
  6. различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  7. рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  8. мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  9. «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  10. вдыхание свежего воздуха;
  11. чтение стихов;
  12. высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ
I. Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1
Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3—4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

  • на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
  • затем плавный выдох на счет 1-2-3—4-5—6;
  • снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10—15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 3
Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:

  • глубоко выдохните;
  • задержите дыхание так долго, как сможете;
  • сделайте несколько глубоких вдохов;
  • снова задержите дыхание.

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 4
Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

  • Сядьте удобно, если есть возможность — закройте глаза;
  • дышите глубоко и медленно;
  • пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
  • постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
  • прочувствуйте это напряжение;
  • резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
  • сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Способ 5
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

  • осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
  • каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь—прочувствовать—расслабить»;
  • напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох. Можно работать со следующими группами мышц:
    • лица (лоб, веки, губы, зубы);
    • затылка, плеч;
    • грудной клетки;
    • бедер и живота;
    • кистей рук;
    • нижней части ног.

Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.

Способ 6
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:

  • движения большими пальцами рук в «полузамке»;
  • перебирание бусинок на ваших бусах;
  • перебирание четок;
  • пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять шагов выдох.

III. Способы, связанные с воздействием слова
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 7. Самоприказы
Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.    
Сформулируйте самоприказ.
Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 8. Самопрограммирование
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

  • Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
  • Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
    • «Именно сегодня у меня все получится»;
    • «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
    • «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
    • «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
  • Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 9. Самоодобрение (самопоощрение)
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.

  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! «Здорово получилось!»
  • Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

IV. Способы, связанные с использованием образов
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Способ 10
Чтобы использовать образы для саморегуляции:

  • Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
  • Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
    • зрительные образы события (что вы видите — облака, цветы, лес);
    • слуховые образы (какие звуки вы слышите — пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
    • ощущения в теле (что вы чувствуете — тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

При ощущении напряженности, усталости:

  • сядьте удобно, по возможности закрыв глаза;
  • дышите медленно и глубоко;
  • вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
  • проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения.

 

Не забывайте, что работа – хоть и огромная часть нашей жизни, но далеко еще не вся наша жизнь. Берегите себя!


Рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками

1.Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:           
готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
правильность оформления тетради, различных видов работ;  
требования к ведению дневника.
3.  Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать  рок со звонком;
готовиться к уроку на перемене;          
прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;
отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
4. Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Помните правило
: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику,       стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
6. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен  с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими  инструкциями.
9. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков   работы с текстом.
10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
11. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте.
12. Своевременность записей, заполняйте дневники вместе на  классном часе.
13. Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
14. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
15. Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материаласвоевременно прийти на помощь.
16. Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
17. Учитесь учить не уча.


Как выражать неудовольствие поступками детей?



Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит - есть причины.
Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело – иначе это перерастет в неприятие ребенка.
Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективнее причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
                      


Рекомендации классному руководителю

1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше  формализма, больше человеческого общения.
2. Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, которое вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному  предмету, теряют интерес к школе вообще.
4. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит   хорошие результаты.

5. Дети в классе – твое отражение; старайся постоянно работать над собой.
6. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное  развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
7. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им  интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе –  интересно с ними.
8. Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
9. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья.
10. Главное – не жди прямых актов благодарности, тогда не будет разочарований.


Советы    бывалым   учителям  для  осуществления успешной    профессиональной     деятельности.

1. Помните! Любви конец зависит от начала!
Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при которых он протекает благоприятно. Поэтому урок по любому предмету, на любую тему, проводится ли он в классе, в лаборатории, в мастерской, в природе, – всегда начинается с предварительной организации.
2. Помните! Широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, владению навыками и умением, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока.
3. Помните! Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся, форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся, форма воспитания у учащихся правильного воспроизведения своих знаний и умений, важнейшая и объективная форма самоконтроля для преподавателя, а также воспитания ответственного отношения к учению.
4. Помните! Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания.

5. Помните! Домашнее задание необязательно должно составлять заключительную часть урока. Оно может сообщаться и в начале и в середине урока, в соответствии с логикой учебного процесса. Если домашнее задание является логическим продолжением или окончанием классной работы, то его лучше задавать в конце урока.

 


Советы  молодому учителю

  1. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть свое достоинство. И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.
  2. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.
  3. Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.
  4. Помни о комплексном характере учительского труда. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он — эрудит, или он — хороший методист, или он — энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано.
  5. Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Есть такая грамматическая фраза, в которой «чтобы» (и «что бы) пишется и слитно, и раздельно: «Что бы такое предпринять, чтобы освежиться?» Если глаголу «освежиться» придать метафорический смысл, эту фразу можно смело взять на вооружение как девиз.
  6. Будь честным и правдивым. «Подумаешь, — скажешь ты, — я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно, каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать. Но не увлекайся следствием.
  7. Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон — это все!..
  8. Будь естественным, не претворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят. Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться. Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителей глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.
  9. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Сейчас это знамение времени. И если в годы застоя мы только и делали, что производили впечатление, словно все сговорились играть в какую-то общую лживую игру, то теперь это не нужно, потому что всем и так ясно, если король голый. И без мальчика. В общем, не задирай нос, даже если что-то удалось. Радуйся и торжествуй, но не увлекайся в торжестве. Это опасно. Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие все-таки. Играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное — дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Ты всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничто! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, они, а не начальство, и даже не твои коллеги и друзья.
  10. Обрети свою гражданскую позицию. Может быть, она у тебя уже есть, эта позиция. Но она формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети и эта позиция нужна им. Гражданская позиция прежде всего — нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи — ты. И от себя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным. Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами.
  11. И наконец, последнее: не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или безапелляционного провозглашения непреложных истин. Абсолютных правил, годных на все случаи жизни, нет. Думай сам!