Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 июля 2017 г. № 74 «Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2019/2020 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования», учащиеся IX классов будут сдавать три выпускных экзамена (все — в письменной форме) по учебным предметам учащиеся XI классов — четыре обязательных выпускных экзамена: по учебным предметам «Математика» в письменной форме; Рекомендации по подготовке к выпускным экзаменам на 2 и 3 ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году Русский язык Целью обучения является, конечно же, не сдача конкретного экзамена, а приобретение определённых знаний, умений и навыков. В то же время подготовка к экзамену позволяет систематизировать полученные знания, взглянуть на предмет как на нечто целостное, осознать его системный характер и внутреннюю логику. Первый совет - начните подготовку к экзамену заранее, составьте план подготовки. Лучшее время для начала подготовки - начало учебного года. Особенностью экзамена по русскому языку является то, что контрольно - измерительные материалы включают задания по материалу, изученному вами в 5-11 классах, поэтому вам придётся повторить содержание курса предыдущих лет обучения. Постепенно выработайте для себя алгоритм самой подготовки. Обязательно оставляйте время для обобщающего контроля всего пройденного материала! Второй совет - готовьтесь систематически. Старайтесь не находить поводов для того, чтобы перенести время занятий или отменить их. Третий совет - начните подготовку к экзамену заранее. Подберите учебные пособия, соответствующие типу и уровню экзамена. Также найдите подходящий для вас справочник по грамматике русского языка. В любом случае вам пригодится орфографический словарь для проверки правильности написания слов. При подготовке можно использовать дополнительно справочники по пунктуации и синтаксису, если подобные задания будут содержаться в экзамене. Четвёртый совет - если в экзамен входит изложение, научитесь правильно выполнять этот тип задания. Изложение предусматривает письменный пересказ данного вам текста. Потренируйтесь в выполнении данного задания с помощью родственников и знакомых - они должны вслух 2-3 раза прочитать текст, а вы должны его грамотно изложить в письменном виде. Пятый совет - накануне экзамена ложитесь спать пораньше. Если вы хорошо выспитесь, это положительно повлияет на работу мозга во время диктанта или изложения. Беларуская мова Выпускны экзамен па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» праводзiцца з мэтай выяўлення i ацэнкi ўзроўню засваення выпускнiкамi зместу вучэбнага прадмета i сфармiраванасцi спосабаў вучэбнай дзейнасцi ў адпаведнасцi з канцэпцыяй вучэбнага прадмета, патрабаваннямi адукацыйнага стандарту i вучэбнай праграмы. Як пiсаць дыктант Выкладчык заўседы чытае ўголас увесь тэкст дыктанта. Уважлiва паслухайце яго. Kaлi пачуеце незразумелыя словы, абавязкова высветлiце ix значэнне (практыка паказвае, што ў словах, значэнне якiх невядома, навучэнцы робяць памылкi). Пасля тэкст чытаецца па асобных сказах: сказ чытаецца цалкам, затым дыктуецца па частках, потым яшчэ раз чытаецца поўнасцю. Пажадана, каб пры першым чытаннi навучэнец асэнсаваў структуру сказа (просты цi складаны), звярнуў увагу на наяўнасць устаўных канструкцый, якiя чуюцца выразна. У час зaпicy сказа па частках рэкамендуецца не ставiць знакаў прыпынку (выключэннем можа быць толькi выдзяленне ўстаўных канструкцый, пастаноўка косак перад супрацiўнымi злучнiкамi), а цалкам засяродзiць увагу на напiсанне слоy. Знакi прыпынку варта расстаўляць, калi сказ яшчэ раз чытаецца поўнасцю. Калi навучэнцы напiшуць увесь тэкст, выкладчык яшчэ раз выразна чытае яго. Менавiта цяпер можна праверыць напiсанае, асэнсаваць знакш прыпынку. Звычайна даецца некаторы час (5-7 хвiлiн) на самаправерку. Як працаваць над пераказам - Праслухай уважлiва тэкст. - Звярнi ўвагу на ключавыя (апорныя) словы. - Складзi з iмi сказы, а потым на аснове сказаy – звязныя выказваннi. - Абапiраючыся на гэтыя словы i сказы, узнавi што засталося ў памяцi. - Праслухай уважлiва тэкст другi раз. - Якая асноўная думка тэксту? - Вызначце тэму, стыль тэксту. - 3 якой мэтай будзеш рабiць пераказ? - Складзi план. - Уявi наглядна тую цi iншую карцiну, сiтуацыю, выгляд дзейных асобаў. - Пры пераказе старайся надаць мове эмацыянальную вобразнасць. История Беларуси Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится с целью выявления и оценки уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета и сформированности способов учебной деятельности в соответствии с концепцией учебного предмета, требованиями образовательного стандарта и учебной программы. Экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет будет включать три вопроса. По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ в соответствии с тематикой экзаменационного билета по периоду 1917-1945 гг. и второй половины 1940-х гг. - начала XXI в. Третий вопрос ориентирован на выявление уровня сформированности у выпускников следующих общеучебных и специальных исторических умений: - синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного; - соотнесение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям; - объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами; - раскрытие содержания исторических понятий и терминов; анализ содержания исторического документа; анализ статических данных; - характеристика деятельности исторической личности; характеристика творчества деятеля науки (культуры); - характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту; - характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства. На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться следующими учебными настенными картами (п.78 Правил): 1. Лютаўская и Кастрычнiцкая рэвалюцыi на тэрыторыi Беларусi. 2. Барацьба супраць ваеннай интервенцыi на тэрыторыi Беларуci (1918-1921 гг.) 3. Беларусь у 1919-1939 гг. Фармiраванне тэрыторыi. 4. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939-21.06.1941 гг.) 5. Акупайцыйны рэжым на тэрыторыi Беларуci (1941-1944 гг.) 6. Партызанскi pyx i падпольная барацьба на тэрыторыi Беларуci (1941-1944 гг.) 7. Вызваленне Беларуci ад нямецка-фашысцкiх захопнiкаў (верасень 1943 г. -1944 г.) 8. Аднаўленне народнай гаспадаркi БССР у першае пасляваеннае дзесяцiгоддзе. 9. Беларусь у 90-х гг. XX - пачатку XXI ст. 10. Первая мировая война. Вторая мировая война (01.09.1939 г. - 02.09.1945 г.) 11. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция. 12. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России. Готовимся к экзаменационному диктанту по русскому языку Письменный экзамен по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений проводится по открытым текстам для диктантов, помещенным в «Сборнике экзаменационных материалов по русскому языку для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения (уровень общего базового образования)». Диктант является традиционным и распространенным средством комплексной проверки знаний, умений и навыков по русскому языку в качестве выпускного экзамена. Как подготовиться к написанию экзаменационного диктанта? Для этого надо повторить правила русской орфографии и пунктуации. Назовем наиболее значимые из них. Орфографические нормы: – Правописание гласных в корне (проверяемых и чередующихся) - Правописание согласных в корне - Правописание приставок, суффиксов, окончаний - Правописание О – Ё (Е) после шипящих и Ц в различных морфемах - Особенности употребления на письме Ъ и Ь - Правописание Н/НН в разных частях речи - Правописание НЕ и НИ с разными частями речи - Правописание наречий и др. Пунктуационные нормы: - Тире между подлежащим и сказуемым - Знаки препинания в предложениях с однородными членами - Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами - Обособление сравнительных оборотов - Вводные и вставные конструкции - Знаки препинания в сложном предложении - Знаки препинания в предложениях с прямой речью и др. Порядок работы над диктантом Помни: текст читается несколько раз. При первом чтении его лучше всего внимательно послушать. Это позволит оперативной памяти «схватить» весь текст. Если ты не понял что-то в содержании текста, то задай вопрос экзаменующему учителю. На доске записываются наиболее трудные слова (термины, имена собственные и т.п.), а также слова на неизученные правила (не более 3-5). Затем учитель диктует со средней скоростью предложения: - вначале для ознакомления читает предложение полностью (определи его границы, синтаксическую структуру, обрати внимание на отдельные слова); - затем для написания – по связным его частям (записывая, диктуй себе по слогам, стараясь «увидеть» и объяснить себе написание слов); - затем идет последнее прочтение предложения целиком (проверь записанное, обрати внимание на знаки препинания). По окончании диктовки следует медленное выразительное чтение всего текста с удлиненными паузами после каждого предложения, во время которых учащиеся исправляют замеченные ошибки. После проверочного чтения учащиеся должны сдать работы, но на усмотрение учителя им может быть предоставлено время для дополнительной самостоятельной проверки. Во время самопроверки прочитай каждое предложение два раза: - первый раз – по слогам (это поможет тебе найти орфографические ошибки, если таковые имеются); - второй раз – выразительно (так ты проверишь правильность постановки знаков препинания). Помни: - пиши красиво, аккуратно, разборчиво, особое внимание уделяя соединению букв, чтобы не возникало сомнения в слитном/раздельном написании; - при проверке работы два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку, поэтому старайся избегать исправлений, но если это необходимо, то - исправляй аккуратно, отчётливо, зачеркивая написанное ручной и надписывая правильное сверху, над словом (знаком); - некоторые отрывки из художественных текстов сохраняют авторские знаки препинания. Поэтому при проверке работы учитывается соответствие знаков препинания правилам русской пунктуации. При наличии вариантов в постановке знаков препинания правильным считается любой из возможных, даже если он не совпадает с авторским. О некоторых вопросах аттестации учащихся В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», поступающими в Министерство образования Республики Беларусь, поясняем следующее. О проведении промежуточной и итоговой аттестации В соответствии со статьей 164 Кодекса Республики Беларусь об образовании результаты текущей и промежуточной аттестации учащихся, за исключением учащихся I и II классов, оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». В соответствии с пунктами 6, 8, 9 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38, при проведении пол промежуточной и итоговой аттестации по завершении учебного года по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащимся, которые
занимаются в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической культуры, выставляется отметка «зачтено». Учащемуся, который по состоянию здоровья временно или постоянно освобожден от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» соответственно за четверть, учебный год вносится запись «освобожден(а)».
Аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти. В соответствии с пунктом 14 Норм оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденным приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 674, годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года. Таким образом, если в I четверти учащийся получил «7», а во II, III и IV четвертях - «зачтено», то за учебный год при этом выставляется «зачтено», так как «зачтено» - положительная отметка; если учащийся получил в I и II четвертях отметки «6» и «7», а в III и IV - «освобожден(а)», то за год, по усмотрению учителя, можно выставить либо «7», либо «освобожден(а)», при этом в каждом отдельном случае вопрос необходимо решать в пользу учащегося. Об аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной группе В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы, группу лечебной физической культуры, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.06.2014 № 38 (далее - Инструкция), в подготовительную группу для занятий физической культурой и спортом распределяются обучающиеся с дисгармоничным физическим развитием и (или) отстающие от сверстников в физической подготовленности, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Обучающиеся в подготовительной группе допускаются к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» согласно рекомендациям врача-специалиста при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений. К занятиям в кружках, секциях, группах по спортивным интересам, клубах по физической культуре и спорту, подготовке и участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях обучающиеся, относящиеся к данной группе,
допускаются индивидуально после дополнительного медицинского осмотра и (или) обследования.
Указанный пункт Инструкции не содержит нормы о допуске обучающихся, относящихся по состоянию здоровья к подготовительной группе, к подготовке и сдаче нормативов по физической подготовке. Таким образом, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, выполняют требования учебных программ с учетом медицинских показаний и противопоказаний и не допускаются к подготовке и сдаче нормативов по физической подготовке. Указанные исключения не должны влиять на итоговую отметку. Просим в кратчайшие сроки довести данную информацию до сведения всех участников образовательного процесса: педагогических работников, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, а также обеспечить безусловное исполнение требований нормативных документов. Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.Обращаем внимание, что в 2020/2021 учебном году в экзаменационные билеты по учебному предмету «История Беларуси» для учащихся XI классов будет включен учебный материал, изученный ими на протяжении X-XI классов. Экзаменационные билеты включают два теоретических вопроса и один практический.
ПРАВИЛА Советы выпускникам при подготовке к экзаменам Подготовка к экзамену •Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Накануне экзамена •Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять, напротив, вечером совершите прогулку, перед сном примите душ. Советы родителям по подготовке учащихся к экзаменам: Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Как сдавать экзамены? Три основных положения сдачи экзамена – На экзамен надо прийти отдохнувшим. 2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена Накануне экзамена ничего не делай (никакой умственной работы и много времени на свежем воздухе). Можно заняться рукоделием (для девочек) и спортом (для мальчиков). Можешь посмотреть по телевизору комедию (только комедию!). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться и не драться. Постарайся также не плакать. • Вечером посвяти один час (но только один!) просмотру конспектов, ничего не повторяй, только просмотри. 3. Техника сдачи экзамена Письменные работы Готовимся к выпускным экзаменам Скоро наступит последний месяц весны. С ним придут и выпускные экзамены. Необходимые знания еще есть время закрепить, высшее учебное заведение выбрать (если еще не выбрали), а также психологически подготовиться к предстоящей проверке навыков и способностей. Как правильно готовиться Английские консультанты Ф. Орр и Э. Клайср в книге «Экзамены без стресса» обобщили опыт многих учащихся, сдававших выпускные тесты, и пришли к некоторым выводам. Например, они рекомендуют составлять четкий план подготовки. Напомним, тому, что вы знаете хуже всего, желательно уделять максимум времени, а то, что вы прекрасно освоили, оставьте на десерт. Зная часы наибольшей работоспособности, подумайте, как вы будете заниматься в моменты подъема и спада активности. Хотя лучше всего в период спада не пытаться что-либо учить, а просто отдохнуть, сменив умственный труд на физический. Как известно, такое чередование наиболее эффективно. Бывают дни, когда хочется забыть об экзамене и ничего не делать. Поэтому, если вы не в настроении, начинайте занятия с наиболее увлекательной и интересной дисциплины. Именно так вы быстро и безболезненно войдете в рабочую форму. Кроме того, может неожиданно возникнуть страх перед предметом. В таком случае выполните несложное упражнение: резко встаньте, отвернитесь от стола, сделайте несколько медленных глубоких вдохов-выдохов и скажите себе: «Все будет хорошо. Я справлюсь». Затем опять приступайте к штудированию учебников. Не забывайте также и о регулярных коротких перерывах (например, после каждых 40 минут занятий 10 минут передышки): отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Также врачи рекомендуют обходиться без дополнительных стимуляторов, таких как кофе, крепкий чай и энергетические напитки. Накануне экзамена психологи советуют заняться любым делом, которое поможет отвлечься от плохих мыслей и переключиться, или же просто прогуляться. Перед экзаменом обязательно выспитесь, потому что последние 12 часов должны уйти на подготовку не билетов, а организма. Доказано: чем больше учишь в ночь перед проверкой знаний, тем меньше остается в голове. Кроме того, мозгу необходимо время для того, чтобы разложить полученную информацию по полочкам. Если вы не сделаете этого, в голове будет каша. Согласитесь, не самое лучшее содержимое, с которым можно идти на экзамен. Кстати, по дороге в школу пролистайте уже знакомые материалы, чтобы освежить информацию в памяти. Советы тем, кто сдает устный экзамен
Некоторым школьникам предстоит сдавать не только письменные, но и устные экзамены (которые, кстати, многие недолюбливают, предпочитая излагать свои знания в письменной форме). Ответ на билет не менее важен, чем подготовка к нему, ведь именно на устном экзамене преподаватель встречается с вами с глазу на глаз. С чего же начать? Конечно, со вступления. К сожалению, мало кто из учащихся обращает на него внимание. А ведь вступительное слово можно сравнить с настройкой инструментов перед концертом! Во всяком случае на этом этапе постарайтесь произвести на преподавателя положительное впечатление. Желательно во вступлении не только установить контакт с экзаменатором, но и привлечь его внимание. Так как педагог, как и всякий человек, подвержен стереотипам, попытайтесь скрыть свое беспокойство: тот, кто меньше волнуется, больше знает. Не прячьте взгляд, установите зрительный контакт с учителем — так вы сможете контролировать ситуацию и показать, что не боитесь. Существуют ошибки, которых не стоит допускать на экзамене. К ним относят излишнюю самоуверенность. На экзамене недопустимо проявление неуважения как к педагогу, так и к рассматриваемой теме. Проблемы могут возникнуть и из-за нерешительности. Поэтому не следует в начале ответа спрашивать педагога: «Извините, можно начинать?» Питаться можно и нужно Во время подготовки к экзаменам стоит грызть не только гранит науки, но и что-нибудь более калорийное. Умственные упражнения, как известно, требуют усиленного питания. Так что не забудьте позавтракать перед экзаменом, ведь вероятность падения в обморок многократно возрастает при стрессах и пустом желудке. Пока же вы готовитесь к выпускным испытаниям, соблюдайте специальную диету. Главное — побольше белков, углеводов и витаминов. Последние стоит употреблять как в виде таблеток, так и свежих овощей и фруктов, найти которые весной и летом несложно. Запаситесь молочными продуктами, хлебом и яйцами. Супы и салаты из свежих овощей нужны организму ежедневно. Особенно ценный продукт в вашем случае — капуста, способная снять раздражительность. От переутомления спасет зеленый лук с подсолнечным маслом, морковь же улучшит обмен веществ. Как и ананасовый сок (кстати, он еще и жиры сжигает), она стимулирует память. Инжир, бананы и лимон богаты витамином С. Задачки же лучше решать в компании с грецкими орехами, миндалем и фундуком. Не забывайте про финики: они не только питательны, но и полезны. Напоследок стоит сказать, что ничего страшного в выпускных экзаменах нет. Посудите сами, разве захотят учителя, которые с вами общались долгое время, ставить вам плохие отметки?! Так что ни пуха ни пера!
Подготовка к экзаменам: советы психолога
Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов, которые предлагают психологи. Их применение помогает:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ: Упражнение «Слоновая техника» – Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.
Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ: Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти. Упражнение «Спички» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти. Упражнение «Юлий Цезарь» – Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ : Упражнение «Утро» – Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.
Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т.п. Упражнение «Экспресс-сочинение» – Упражнение направлено на тренировку образной памяти. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ: Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне» – Упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ Несмотря на дефицит времени, учащиеся обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существует несколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительным потенциалом:
|