О завершении 2020/2021 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»


ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»


Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 июля 2017 г. № 74 «Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2019/2020 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования»,

учащиеся IX классов будут сдавать три выпускных экзамена (все — в письменной форме) по учебным предметам
«Белорусский язык»
«Русский язык»,
«Математика»;

учащиеся XI классов — четыре обязательных выпускных экзамена: по учебным предметам

«Математика» в письменной форме;
«Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося в письменной форме;
«Иностранный язык» в устной форме;
«История Беларуси» в устной форме.


Рекомендации по подготовке к выпускным экзаменам на 2 и 3 ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году

Русский язык

Целью обучения является, конечно же, не сдача конкретного экзамена, а приобретение определённых знаний, умений и навыков. В то же время подготовка к экзамену позволяет систематизировать полученные знания, взглянуть на предмет как на нечто целостное, осознать его системный характер и внутреннюю логику.

Первый совет - начните подготовку к экзамену заранее, составьте план подготовки. Лучшее время для начала подготовки - начало учебного года. Особенностью экзамена по русскому языку является то, что контрольно - измерительные материалы включают задания по материалу, изученному вами в 5-11 классах, поэтому вам придётся повторить содержание курса предыдущих лет обучения. Постепенно выработайте для себя алгоритм самой подготовки. Обязательно оставляйте время для обобщающего контроля всего пройденного материала!

Второй совет - готовьтесь систематически. Старайтесь не находить поводов для того, чтобы перенести время занятий или отменить их.

Третий совет - начните подготовку к экзамену заранее. Подберите учебные пособия, соответствующие типу и уровню экзамена. Также найдите подходящий для вас справочник по грамматике русского языка. В любом случае вам пригодится орфографический словарь для проверки правильности написания слов. При подготовке можно использовать дополнительно справочники по пунктуации и синтаксису, если подобные задания будут содержаться в экзамене.

Четвёртый совет - если в экзамен входит изложение, научитесь правильно выполнять этот тип задания. Изложение предусматривает письменный пересказ данного вам текста. Потренируйтесь в выполнении данного задания с помощью родственников и знакомых - они должны вслух 2-3 раза прочитать текст, а вы должны его грамотно изложить в письменном виде.

Пятый совет - накануне экзамена ложитесь спать пораньше. Если вы хорошо выспитесь, это положительно повлияет на работу мозга во время диктанта или изложения.


Беларуская мова

Выпускны экзамен па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» праводзiцца з мэтай выяўлення i ацэнкi ўзроўню засваення выпускнiкамi зместу вучэбнага прадмета i сфармiраванасцi спосабаў вучэбнай дзейнасцi ў адпаведнасцi з канцэпцыяй вучэбнага прадмета, патрабаваннямi адукацыйнага стандарту i вучэбнай праграмы.

Як пiсаць дыктант

Выкладчык заўседы чытае ўголас увесь тэкст дыктанта. Уважлiва паслухайце яго. Kaлi пачуеце незразумелыя словы, абавязкова высветлiце ix значэнне (практыка паказвае, што ў словах, значэнне якiх невядома, навучэнцы робяць памылкi).

Пасля тэкст чытаецца па асобных сказах: сказ чытаецца цалкам, затым дыктуецца па частках, потым яшчэ раз чытаецца поўнасцю. Пажадана, каб пры першым чытаннi навучэнец асэнсаваў структуру сказа (просты цi складаны), звярнуў увагу на наяўнасць устаўных канструкцый, якiя чуюцца выразна. У час зaпicy сказа па частках рэкамендуецца не ставiць знакаў прыпынку (выключэннем можа быць толькi выдзяленне ўстаўных канструкцый, пастаноўка косак перад супрацiўнымi злучнiкамi), а цалкам засяродзiць увагу на напiсанне слоy. Знакi прыпынку варта расстаўляць, калi сказ яшчэ раз чытаецца поўнасцю.

Калi навучэнцы напiшуць увесь тэкст, выкладчык яшчэ раз выразна чытае яго. Менавiта цяпер можна праверыць напiсанае, асэнсаваць знакш прыпынку.

Звычайна даецца некаторы час (5-7 хвiлiн) на самаправерку.

Як працаваць над пераказам

- Праслухай уважлiва тэкст.

- Звярнi ўвагу на ключавыя (апорныя) словы.

- Складзi з iмi сказы, а потым на аснове сказаy – звязныя выказваннi.

- Абапiраючыся на гэтыя словы i сказы, узнавi што засталося ў памяцi.

- Праслухай уважлiва тэкст другi раз.

- Якая асноўная думка тэксту?

- Вызначце тэму, стыль тэксту.

- 3 якой мэтай будзеш рабiць пераказ?

- Складзi план.

- Уявi наглядна тую цi iншую карцiну, сiтуацыю, выгляд дзейных асобаў.

- Пры пераказе старайся надаць мове эмацыянальную вобразнасць.


История Беларуси

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится с целью выявления и оценки уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета и сформированности способов учебной деятельности в соответствии с концепцией учебного предмета, требованиями образовательного стандарта и учебной программы.

Экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет будет включать три вопроса.

По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ в соответствии с тематикой экзаменационного билета по периоду 1917-1945 гг. и второй половины 1940-х гг. - начала XXI в.

Третий вопрос ориентирован на выявление уровня сформированности у выпускников следующих общеучебных и специальных исторических умений:

- синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;

- соотнесение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям;

- объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами;

- раскрытие содержания исторических понятий и терминов; анализ содержания исторического документа; анализ статических данных;

- характеристика деятельности исторической личности; характеристика творчества деятеля науки (культуры);

- характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту;

- характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться следующими учебными настенными картами (п.78 Правил):

1. Лютаўская и Кастрычнiцкая рэвалюцыi на тэрыторыi Беларусi.

2. Барацьба супраць ваеннай интервенцыi на тэрыторыi Беларуci (1918-1921 гг.)

3. Беларусь у 1919-1939 гг. Фармiраванне тэрыторыi.

4. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939-21.06.1941 гг.)

5. Акупайцыйны рэжым на тэрыторыi Беларуci (1941-1944 гг.)

6. Партызанскi pyx i падпольная барацьба на тэрыторыi Беларуci (1941-1944 гг.)

7. Вызваленне Беларуci ад нямецка-фашысцкiх захопнiкаў (верасень 1943 г. -1944 г.)

8. Аднаўленне народнай гаспадаркi БССР у першае пасляваеннае дзесяцiгоддзе.

9. Беларусь у 90-х гг. XX - пачатку XXI ст.

10. Первая мировая война. Вторая мировая война (01.09.1939 г. - 02.09.1945 г.)

11. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция.

12. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России.


Готовимся к экзаменационному диктанту по русскому языку

Письменный экзамен по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений проводится по открытым текстам для диктантов, помещенным в «Сборнике экзаменационных материалов по русскому языку для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения (уровень общего базового образования)».

Диктант является традиционным и распространенным средством комплексной проверки знаний, умений и навыков по русскому языку в качестве выпускного экзамена.

Как подготовиться к написанию экзаменационного диктанта?

Для этого надо повторить правила русской орфографии и пунктуации. Назовем наиболее значимые из них.

Орфографические нормы:

– Правописание гласных в корне (проверяемых и чередующихся)

- Правописание согласных в корне

- Правописание приставок, суффиксов, окончаний

- Правописание О – Ё (Е) после шипящих и Ц в различных морфемах

- Особенности употребления на письме Ъ и Ь

- Правописание Н/НН в разных частях речи

- Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

- Правописание наречий и др.

Пунктуационные нормы:

- Тире между подлежащим и сказуемым

- Знаки препинания в предложениях с однородными членами

- Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами

- Обособление сравнительных оборотов

- Вводные и вставные конструкции

- Знаки препинания в сложном предложении

- Знаки препинания в предложениях с прямой речью и др.


Порядок работы над диктантом

Помни: текст читается несколько раз.

При первом чтении его лучше всего внимательно послушать. Это позволит оперативной памяти «схватить» весь текст.

Если ты не понял что-то в содержании текста, то задай вопрос экзаменующему учителю.

На доске записываются наиболее трудные слова (термины, имена собственные и т.п.), а также слова на неизученные правила (не более 3-5).

Затем учитель диктует со средней скоростью предложения:

- вначале для ознакомления читает предложение полностью (определи его границы, синтаксическую структуру, обрати внимание на отдельные слова);

- затем для написания – по связным его частям (записывая, диктуй себе по слогам, стараясь «увидеть» и объяснить себе написание слов);

- затем идет последнее прочтение предложения целиком (проверь записанное, обрати внимание на знаки препинания).


По окончании диктовки следует медленное выразительное чтение всего текста с удлиненными паузами после каждого предложения, во время которых учащиеся исправляют замеченные ошибки.

После проверочного чтения учащиеся должны сдать работы, но на усмотрение учителя им может быть предоставлено время для дополнительной самостоятельной проверки.

Во время самопроверки прочитай каждое предложение два раза:

- первый раз – по слогам (это поможет тебе найти орфографические ошибки, если таковые имеются);

- второй раз – выразительно (так ты проверишь правильность постановки знаков препинания).

Помни:

- пиши красиво, аккуратно, разборчиво, особое внимание уделяя соединению букв, чтобы не возникало сомнения в слитном/раздельном написании;

- при проверке работы два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку, поэтому старайся избегать исправлений, но если это необходимо, то

- исправляй аккуратно, отчётливо, зачеркивая написанное ручной и надписывая правильное сверху, над словом (знаком);

- некоторые отрывки из художественных текстов сохраняют авторские знаки препинания. Поэтому при проверке работы учитывается соответствие знаков препинания правилам русской пунктуации. При наличии вариантов в постановке знаков препинания правильным считается любой из возможных, даже если он не совпадает с авторским.


О некоторых вопросах аттестации учащихся

В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», поступающими в Министерство образования Республики Беларусь, поясняем следующее.

О проведении промежуточной и итоговой аттестации

В соответствии со статьей 164 Кодекса Республики Беларусь об образовании результаты текущей и промежуточной аттестации учащихся, за исключением учащихся I и II классов, оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

В соответствии с пунктами 6, 8, 9 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38, при проведении пол промежуточной и итоговой аттестации по завершении учебного года по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащимся, которые занимаются в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической культуры, выставляется отметка «зачтено». Учащемуся, который по состоянию здоровья временно или постоянно освобожден от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» соответственно за четверть, учебный год вносится запись «освобожден(а)».

Аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти.

В соответствии с пунктом 14 Норм оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденным приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 674, годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

Таким образом, если в I четверти учащийся получил «7», а во II, III и IV четвертях - «зачтено», то за учебный год при этом выставляется «зачтено», так как «зачтено» - положительная отметка; если учащийся получил в I и II четвертях отметки «6» и «7», а в III и IV - «освобожден(а)», то за год, по усмотрению учителя, можно выставить либо «7», либо «освобожден(а)», при этом в каждом отдельном случае вопрос необходимо решать в пользу учащегося.

Об аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной группе

В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы, группу лечебной физической культуры, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.06.2014 № 38 (далее - Инструкция), в подготовительную группу для занятий физической культурой и спортом распределяются обучающиеся с дисгармоничным физическим развитием и (или) отстающие от сверстников в физической подготовленности, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья.

Обучающиеся в подготовительной группе допускаются к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» согласно рекомендациям врача-специалиста при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений.

К занятиям в кружках, секциях, группах по спортивным интересам, клубах по физической культуре и спорту, подготовке и участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях обучающиеся, относящиеся к данной группе, допускаются индивидуально после дополнительного медицинского осмотра и (или) обследования.

Указанный пункт Инструкции не содержит нормы о допуске обучающихся, относящихся по состоянию здоровья к подготовительной группе, к подготовке и сдаче нормативов по физической подготовке.

Таким образом, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, выполняют требования учебных программ с учетом медицинских показаний и противопоказаний и не допускаются к подготовке и сдаче нормативов по физической подготовке. Указанные исключения не должны влиять на итоговую отметку.

Просим в кратчайшие сроки довести данную информацию до сведения всех участников образовательного процесса: педагогических работников, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, а также обеспечить безусловное исполнение требований нормативных документов.


Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.

Обращаем внимание, что в 2020/2021 учебном году в экзаменационные билеты по учебному предмету «История Беларуси» для учащихся XI классов будет включен учебный материал, изученный ими на протяжении X-XI классов. Экзаменационные билеты включают два теоретических вопроса и один практический.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке к обязательному выпускному экзамену по учебному предмету «Иностранный язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования


ПРАВИЛА
проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования


Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38»


О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 674


О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 674


ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 мая 2009 г. № 674 "Об утверждении норм оценки результатов учебной деятельности и критериев оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений"


Правила приема в высшие учебные заведения.

Правила приема в средние специальные учебные заведения.

Идут экзамены! Советы психолога для выпускников и их родителей.

Советы выпускникам при подготовке к экзаменам

Подготовка к экзамену

•Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
•Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки в этих тонах.
•Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы.
•Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего.
•Чередуйте занятия и отдых: 40 мин. занятий, 10 мин. – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
•Оставьте 1 день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена

•Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять, напротив, вечером совершите прогулку, перед сном примите душ.
•На экзамен вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 мин. до начала экзамена.


Советы родителям по подготовке учащихся к экзаменам:

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.
•Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
•Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
•Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
•Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
•Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
•Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
•Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
•Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
•Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
•Не критикуйте ребенка во время экзамена.
•Помните: главное – снизить напряженность и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.


Как сдавать экзамены?

Три основных положения сдачи экзамена
1. Хорошая подготовка

– На экзамен надо прийти отдохнувшим.
– Страх очень мешает работе, он парализует тебя. Понервничать можно только чуть-чуть.
– Постарайтесь психологически настроиться на успех. Произносите про себя фразу: “Я смогу сдать экзамен”.

2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена

Накануне экзамена ничего не делай (никакой умственной работы и много времени на свежем воздухе). Можно заняться рукоделием (для девочек) и спортом (для мальчиков). Можешь посмотреть по телевизору комедию (только комедию!). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться и не драться. Постарайся также не плакать.

• Вечером посвяти один час (но только один!) просмотру конспектов, ничего не повторяй, только просмотри.
• В день экзаменов нужно выспаться. В школу желательно прогуляться пешком, не спеша. Постарайся прийти за 15 минут до начала экзамена.
• Старайся сдать экзамен в числе первых – так ты меньше устанешь.
• Возьми на всякий случай с собой конспекты, учебники – вдруг ты что-нибудь забудешь, тогда сможешь посмотреть перед дверью класса.
• Шпаргалки добавляют нервности, подумай, стоит ли волноваться еще больше?!
• Хорошо позавтракай перед экзаменом, включи в завтрак сладкое.
• Какое-то время после сдачи одного экзамена посвяти отдыху, не начинай сразу готовиться к следующему экзамену. Отдых – на твой вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.

3. Техника сдачи экзамена

Письменные работы
• На экзамене более быстрый темп, чем на уроке, будь готов к этому.
• После того как ты напишешь название работы, либо прочитаешь и перепишешь задание, сделай перерыв на несколько минут. Между отдельными заданиями тоже делай спокойные перерывы (по минутке).
• На черновике решай сначала более легкие для тебя задания, постепенно переходя к более трудным.
• Каждое действие – даже самое простое – сразу же проверяй.
• В сочинении или изложении обязательно составь подробный план, запиши все мысли и пронумеруй их.
Устные ответы
• оденься так, чтобы удобно себя чувствовать.
• поза при ответе очень важна. Вспомни, как ты готовился к уроку-зачету. Стой свободно, прямо, с поднятой вверх головой. Говори громко и свободно. Не бойся время от времени смотреть в глаза преподавателям.


Готовимся к выпускным экзаменам

Скоро наступит последний месяц весны. С ним придут и выпускные экзамены. Необходимые знания еще есть время закрепить, высшее учебное заведение выбрать (если еще не выбрали), а также психологически подготовиться к предстоящей проверке навыков и способностей.

Как правильно готовиться
Универсального ответа на этот вопрос нет, потому что способности у всех разные. Один легко запоминает информацию на слух, другой лучше усваивает ее при написании.

Английские консультанты Ф. Орр и Э. Клайср в книге «Экзамены без стресса» обобщили опыт многих учащихся, сдававших выпускные тесты, и пришли к некоторым выводам. Например, они рекомендуют составлять четкий план подготовки. Напомним, тому, что вы знаете хуже всего, желательно уделять максимум времени, а то, что вы прекрасно освоили, оставьте на десерт. Зная часы наибольшей работоспособности, подумайте, как вы будете заниматься в моменты подъема и спада активности. Хотя лучше всего в период спада не пытаться что-либо учить, а просто отдохнуть, сменив умственный труд на физический. Как известно, такое чередование наиболее эффективно.

Бывают дни, когда хочется забыть об экзамене и ничего не делать. Поэтому, если вы не в настроении, начинайте занятия с наиболее увлекательной и интересной дисциплины. Именно так вы быстро и безболезненно войдете в рабочую форму. Кроме того, может неожиданно возникнуть страх перед предметом. В таком случае выполните несложное упражнение: резко встаньте, отвернитесь от стола, сделайте несколько медленных глубоких вдохов-выдохов и скажите себе: «Все будет хорошо. Я справлюсь». Затем опять приступайте к штудированию учебников.

Не забывайте также и о регулярных коротких перерывах (например, после каждых 40 минут занятий 10 минут передышки): отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Также врачи рекомендуют обходиться без дополнительных стимуляторов, таких как кофе, крепкий чай и энергетические напитки. Накануне экзамена психологи советуют заняться любым делом, которое поможет отвлечься от плохих мыслей и переключиться, или же просто прогуляться.

Перед экзаменом обязательно выспитесь, потому что последние 12 часов должны уйти на подготовку не билетов, а организма. Доказано: чем больше учишь в ночь перед проверкой знаний, тем меньше остается в голове. Кроме того, мозгу необходимо время для того, чтобы разложить полученную информацию по полочкам. Если вы не сделаете этого, в голове будет каша. Согласитесь, не самое лучшее содержимое, с которым можно идти на экзамен.

Кстати, по дороге в школу пролистайте уже знакомые материалы, чтобы освежить информацию в памяти. 


Советы тем, кто сдает устный экзамен

Некоторым школьникам предстоит сдавать не только письменные, но и устные экзамены (которые, кстати, многие недолюбливают, предпочитая излагать свои знания в письменной форме).

Ответ на билет не менее важен, чем подготовка к нему, ведь именно на устном экзамене преподаватель встречается с вами с глазу на глаз. С чего же начать? Конечно, со вступления. К сожалению, мало кто из учащихся обращает на него внимание. А ведь вступительное слово можно сравнить с настройкой инструментов перед концертом! Во всяком случае на этом этапе постарайтесь произвести на преподавателя положительное впечатление. Желательно во вступлении не только установить контакт с экзаменатором, но и привлечь его внимание.

Так как педагог, как и всякий человек, подвержен стереотипам, попытайтесь скрыть свое беспокойство: тот, кто меньше волнуется, больше знает. Не прячьте взгляд, установите зрительный контакт с учителем — так вы сможете контролировать ситуацию и показать, что не боитесь.

Существуют ошибки, которых не стоит допускать на экзамене. К ним относят излишнюю самоуверенность. На экзамене недопустимо проявление неуважения как к педагогу, так и к рассматриваемой теме. 
Конечно, вы имеете право на собственную точку зрения, однако цель экзамена — продемонстрировать официально установленный объем знаний. Если учителя захотят услышать ваше мнение, то они обязательно зададут соответствующий вопрос.

Проблемы могут возникнуть и из-за нерешительности. Поэтому не следует в начале ответа спрашивать педагога: «Извините, можно начинать?»

Некоторые ученики стремятся продемонстрировать уверенность в собственных знаниях. Однако твердость необходимо проявлять
в поведении, а не в высказываниях. С пафосом заявляя в начале ответа какую-нибудь спорную идею, вы рискуете своей отметкой. Во-первых, экзаменатор может придерживаться противоположной точки зрения. В связи с этим начните свой ответ с описания событий или явлений, а не с их оценки (особенно это касается дискуссионных вопросов). Во-вторых, безапелляционность опасна и с технической точки зрения. Так что старайтесь чаще употреблять выражения, начинающиеся с вводных слов: «как правило», «чаще всего», «практически без исключений». Ну и наконец, психологически категоричность высказываний воспринимают как признак ограниченности.


Питаться можно и нужно

Во время подготовки к экзаменам стоит грызть не только гранит науки, но и что-нибудь более калорийное.

Умственные упражнения, как известно, требуют усиленного питания. Так что не забудьте позавтракать перед экзаменом, ведь вероятность падения в обморок многократно возрастает при стрессах и пустом желудке. Пока же вы готовитесь к выпускным испытаниям, соблюдайте специальную диету. Главное — побольше белков, углеводов и витаминов. Последние стоит употреблять как в виде таблеток, так и свежих овощей и фруктов, найти которые весной и летом несложно. Запаситесь молочными продуктами, хлебом и яйцами. Супы и салаты из свежих овощей нужны организму ежедневно.

Особенно ценный продукт в вашем случае — капуста, способная снять раздражительность. От переутомления спасет зеленый лук с подсолнечным маслом, морковь же улучшит обмен веществ. Как и ананасовый сок (кстати, он еще и жиры сжигает), она стимулирует память. Инжир, бананы и лимон богаты витамином С. Задачки же лучше решать в компании с грецкими орехами, миндалем и фундуком. Не забывайте про финики: они не только питательны, но и полезны.

Напоследок стоит сказать, что ничего страшного в выпускных экзаменах нет. Посудите сами, разве захотят учителя, которые с вами общались долгое время, ставить вам плохие отметки?!

Так что ни пуха ни пера!


 

Подготовка к экзаменам: советы психолога


Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный – представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Особенно велик стресс в случае выпускных и вступительных экзаменов. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.
Напряжение нарастает из-за:

  • высокой личной значимости будущего поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ) – Обучение в вузе связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.
  • возникшей угрозы снижения самоценности – В случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.
  • неопределенности конечного результата – Даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания.
  • необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – Выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе.
  • дефицита времени – Недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки.
  • постоянного накопления эмоционального напряжения – Эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности.
  • высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – Каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания, например,все ученики закончат обучение на «хорошо» и «отлично». У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов, которые предлагают психологи. Их применение помогает:

  • ослабить эмоциональное напряжение;
  • сохранить хорошее самочувствие и настроение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ:

Упражнение «Слоновая техника»Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.
Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:

  • относитесь спокойно к большим «слонам»;
  • воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности;
  • в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;
  • сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;
  • позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.

Упражнение «Вопросы к себе» Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.
Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

  • Какова моя цель на этом этапе?
  • Сколько времени в моем распоряжении?
  • Как лучше использовать это время?
  • Какие задачи нужно решить в первую очередь?
  • В какой последовательности должны решиться эти задачи?
  • Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

                              УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:

Упражнение «Прогулка» Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.
Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.
При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Упражнение «Спички» Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти.
Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой.
Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь?
Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком).
Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.

Упражнение «Юлий Цезарь»Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий.
Инструкция:

  • Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.
  • Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.
  • Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.
  • Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме.
  • Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.
  • Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ :

Упражнение «Утро» Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.
Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:

  • Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?
  • Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации?
  • Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?

Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т.п.
Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности».


Упражнение «Вечерний взгляд назад» направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия.
Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку.
Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий.

Упражнение «Экспресс-сочинение» – Упражнение направлено на тренировку образной памяти.
Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные.
Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб.
Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи».
Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п».


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне» – Упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.
Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.  В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса, которые проведете исключительно по собственному желанию.

Упражнение «Круговая кинолента» – Упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств
Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий.
Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нара
стающей скоростью.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ

Несмотря на дефицит времени, учащиеся обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существует несколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительным потенциалом:

  • Бег трусцой и простой (обычный) бег – Бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу или дорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые для здоровья.
  • Езда на велосипеде – Этот вид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов.
  • Ходьба – Основное преимущество ходьбы как физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте и в любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт. Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени для достижения того же эффекта, который дает бег.